История появления сальсы опутана множеством загадок и тайн. Существует даже несколько версий о том, как впервые появился этот танец. Единственное, что объединяет все версии появления этого танца – это то, что толчком и основой для появления этого вида танца стал кубинский ритм под названием сон-ритм, который возник на Кубе в конце девятнадцатого века.
Танец сальса является сам по себе очень загадочным и необычным, так как в его основе лежат традиции двух культур – европейской (испано-арабской) и африканской. Поэтому в истории появления сальсы рассматривают два танцевальных течения. Первое появление основного ритма сальсы отмечается в восточной части Кубы, в частности, в Сантьяго и Сьерра Маэстра. Массовое распространение началось с 1892 года.
По одной из версий появления названия «сальсы» впервые это произошло в одном из клубов Майами, в котором выступала группа кубинских музыкантов. Музыканты настолько хорошо играли, что после завершения их выступления весь зал ликовал от удовольствия и хором кричал: «Salsa». В переводе salsa означает соус. Наверное, слушатели, крича, подразумевали, что выступление кубинских музыкантов было таким же острым и зажигающим, как местные соусы.
Второй версией появления названия танца – сальса, произошло от очень популярного в начале века сонна «Echale Salsita». На концерте, который был организован США, выступала группа латиноамериканских исполнителей, открывших миру свой новый ритм – boogaloo. Этот ритм был ни чем иным, как модернизированным кубинским сон-ритмом, который отлично дополнялимеренге, босанова, ча-ча-ча, мамбо, буги-вуги и кумбье. Под этот заводной ритм люди, из различных городов Америки, зажигательно танцевали, и Тито Пуэнте, увидев все это, назвал этот ритм «Вкусная смесь». Исполнитель сонеро подразумевал, что в этом ритме все перемешалось также как и во вкусном соусе. В настоящее время сальса, как и раньше, претерпевает различных изменений, которые зависят от того, в каком регионе этот танец исполняют.