Программа обучения спортивным танцам. Экзамены
«Образцовый коллектив» Танцевально — спортивный клуб «Вдохновение»
г. Москва (Т. Н. Костина)
Объединение филиалов ТСК «Вдохновение»
Программа — Спортивные танцы 2016
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы — физкультурно-спортивная. В ней учтен и адаптирован творческий и педагогический опыт работы «Образцового коллектива» — ТСК «Вдохновение, который является членом Московской Федерации танцевального спорта. Художественный руководитель клуба – судья Международной категории WDSF, Доцент кафедры современного танца и хореографии Санкт-Петербургского Университета искусств, балетмейстер 1-й категории –
Костина Татьяна Николаевна.
ТСК «Вдохновение» является Методическим Центром, на базе которого разрабатываются и апробируются экспериментальные программы тренировки танцоров – спортсменов, проводятся учебно-практические и методические семинары для начинающих тренеров спортивного танца.
В основе программы лежит идея последовательного, ступенчатого освоения мира и исходя из этого, – поэтапное обучение ребенка. Главным инструментом в этом в этом увлекательном процессе познания выступает танец.
Современный спортивный танец является одной из наиболее массовых форм эстетической деятельности детей в сфере дополнительного образования. У ребенка развиваются способности творить «по законам красоты», этими законами он сможет воспользоваться в отношениях с окружающими его людьми. Нельзя приуменьшать значение физического воспитания, которое ребенок получает во время танцевального тренинга.
Танцы, в конечном итоге, способствуют формированию здорового, красивого человека и выработке у него таких качеств, как выносливость, настойчивость и целеустремленность в преодолении физических и моральных трудностей.
Актуальность и новизна данной программы. Данная программа согласована со структурным подразделением Отдела методики дополнительного образования Центрального Окружного Управления образования г. Москвы. Спортивная программа позволяет решить задачи начального танцевального обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников. В основе программы лежит комплексный подход к обучению спортивными танцами. Он заключается в гармоничном сочетании основ хореографии, музыки, ОФП, пластики, в изучении детских «игровых» танцев и танцев народов мира.
Спортивный танец — специфический вид спорта и искусства, где танец исполняется в паре и таким образом помогает социализации подростка: здесь закладывается основа будущих уважительных и дружеских отношений с представителями противоположного пола.
Особое внимание в программе уделяется воспитанию танцевальной культуры у детей с невыявленными или неяркими музыкальными и пластическими данными. Эта главная особенность программы предпологает искать такие приемы и методы, благодаря которым, решение задач и достижение целей стало бы реальным и успешным.
Образовательная область: спортивные танцы.
Срок реализации программы: 3 года.
Предмет изучения:
1. Латиноамериканская программа (самба, ча-ча-ча, джайв)
принятые сокращения: (С, Ч, Д).
2. Европейская программа (медленный вальс, венский вальс, квикстеп)
принятые сокращения: (МВ, ВВ, К).
3. Современные направления (группа и соло-танец):
диско, брейк, хастл, хип-хоп, «street dance».
4. Детские игровые танцы (4-7 лет):
полька, русский танец, «стирка», диско-самба, «авто-стоп», «каратэ».
Цель программы:
Обучение основам спортивного и современного танца. Организация культурно-досуговой деятельности учащихся; физическое и личностное развитие детей (раскрытие своего собственного «Я» — внутреннее перевоплощение).
Участие спортсменов (танцоров) в Турнирах, экзаменах, конкурсах.
Возрастные стартовые категории «Н» класса (начинающие):
7-8 лет |
…………………………………………….. |
Н-2 |
Н-3 |
Н-4 |
……. |
……. |
9-10 лет |
…………………………………………….. |
Н-2 |
Н-3 |
Н-4 |
Н-5 |
……. |
11-12 лет |
…………………………………………….. |
Н-2 |
Н-3 |
Н-4 |
Н-5 |
Н-6 |
13-14 лет |
…………………………………………….. |
Н-2 |
Н-3 |
Н-4 |
Н-5 |
Н-6 |
15-16 лет и старше |
…………………………………………….. |
……. |
Н-3 |
Н-4 |
Н-5 |
Н-6 |
Задачи 1-го года обучения (Н-2;Н-3):
1. Ознакомить учащихся с азами музыкальной грамоты: развить чувство ритма, темпа; проанализировать музыкальные размеры танцевальной музыки.
2. Укрепить физическое и психическое здоровье детей и подростков — воспитать волевую активность, дисциплинированность.
3. Сформировать необходимые двигательные навыки:
Осанка; координация движений, позиции рук (танцевальная азбука).
4. Выучить правила исполнения основ техники латиноамериканской и европейской программ.
Задачи 2-го года обучения (Н-3;Н-4):
1. Развить умение согласовывать движение тела с музыкой.
2. Дать основы пластики: мышечное напряжение, расслабление, сила движения.
3. Воспитать: дисциплинированность, ответственность.
4. Сформировать навыки культурного общения с педагогами.
5. Ознакомить с различными танцевальными направлениями и историей танцев.
Задачи 3- го года обучения (Н-5;Н-6):
1. Развить способности к творческой импровизации.
2. Подготовить психику школьника к сознательному обучению и самовоспитанию (самостоятельная работа).
3. Совершенствовать основы техники латиноамериканских и европейских танцев.
4. Сформировать творческий коллектив детей.
Принципы обучения:
Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей).
Поэтапность обучения — от простого к сложному (сначала отрабатываются элементы и движения, которые в дальнейшем складываются в простые танцевальные композиции).
Принцип научного подхода (изучение истории танцев; использование в работе новейших теоретических разработок в области техники спортивных танцев).
Конечный результат:
Участие спортсменов (танцоров) в Турнирах, Конкурсах, Экзаменов.
Результат экзаменов является критерием для перевода учащихся в более высокий класс. Оценка на экзаменах выставляется по «5-ти бальной» системе и свидетельствует об успешном выступлении в данном классе. Оценка — «2» означает, что экзамен должен быть «перездан».
Экзамен является точкой опоры в реализации обучающей программы. Для танцора — это ответственный день, когда судейский состав ТСК «Вдохновение» оценивает спортсмена по определенным критериям.
Критерии судейства:
1. Музыкальность, ритмичность.
2. Правильная форма (соответствующая хореографическим правилам):
постановка корпуса и головы, линии в руках, позиции в ногах.
3. Содержание (артистичность — сопереживание).
4. Исполнение техники (работа ног, работа стопы, работа рук по хореографическим позициям).
Режим подготовки к Экзаменам:
1. Тренировки 2 раза в неделю по 2 академчаса — для одной группы учащихся;
2. 1 раз в неделю (мини-группа);
3. 1 раз в неделю — индивидуальный урок (минимум).
Ожидаемые результаты после 1-го года обучения:
Начинающий спортсмен должен знать:
Музыкальную азбуку (музыкальный размер, ритм, музыкальная фраза).
Танцевальную терминологию (названия танцевальных фигур).
Этикет общения с педагогом и в детском коллективе.
Должен уметь:
Исполнять программу первых двух ступеней мастерства (Н-2, Н-3).
Должен владеть навыками:
Психологической концентрации.
Мышечного напряжения и расслабления.
Танцевальной координации.
Способы проверки (1-ый год обучения):
Сдача Экзаменов по утвержденной Программе танцев.
Выступления на аттестованных конкурсах Объединения ТСК «Вдохновение».
Ожидаемые результаты после 2-го – 3-го годов обучения:
Начинающий спортсмен должен знать:
— Танцевальную терминологию на русском языке.
— Начальные представления об истории и развитии танцевального спорта.
— Различные танцевальные стили.
— Правила мышечного разогрева и психологической настройки.
Должен уметь:
Отличать танцевальные стили в соответствии с характером музыки.
Исполнять программу классов (Н-3, Н-4).
Исполнять программу классов (Н-5, Н-6).
Исполнять в каждом танце указанный перечень фигур, в соответствии с описанием в учебнике.
Танцевать соло (одиночное исполнение).
Танцевать фигуры танца в паре (парное исполнение).
Должен владеть навыками:
Самостоятельной подготовки к занятиям (разминка).
Основами дыхания в танце.
Межличностного общения, в условиях спортивной конкуренции.
Психологической концентрации на тренировке.
Общения в танцевальной паре и детском коллективе.
Способы проверки (2-ой, 3-ий год обучения):
Сдача Экзаменов по утвержденной Программе танцев. Показательные выступления на общешкольных мероприятиях, выступления на аттестованных конкурсах Объединения ТСК «Вдохновение».
Методическое обеспечение обучающей Программы.
Форма занятий:
1. Урок усвоения нового материала;
2. Комбинированный урок;
3. Урок отработки и закрепления полученных навыков (методом танцевальной практики);
4. Семинары.
Уроки контроля и оценки пройденного материала:
1. Методом участия в Экзаменах и аттестационных конкурсах;
2. Методом участия в спортивных соревнованиях, организованных Московской Федерацией танцевального спорта – МФТС.
Допуск к экзаменам:
1. Регистрация участников проводится по свидетельствам о рождении (Н-2);
по классификационным книжкам (Н-3, Н-4, Н-5, Н-6).
2. Регистрация участников и подготовка документации заканчивается за 30 минут до начала Экзамена. Главный судья имеет право не допустить до экзаменов опоздавшего участника.
3. Примечание: по итогам регистрации Главный судья может свести участников к меньшему количеству групп (например: 7-9 лет, 10-12 лет, 13-15 лет и т. д.), в соответствии классу танцоров.